Новый регламент: от УДЦР до НКРЗ

 

Валерий Марценюк, UT8NV,

гл.редактор газетыРадиоинформ

 

После того, как в январе 2009 года УДЦР разослал по своим филиалам утвержденный со своей стороны «Регламент радиолюбительской связи Украины» прошло более чем полтора года. Тогда я подготовил свой краткий анализ отдельных положений этого Регламента, опубликовал их в газете «Радиоинформ», разместил на сайте uarl.com.ua, а также направил ЛРУ (через UT7UV) для внесения изменений рабочей группой в дальнейший текст.  И вот после полуторалетнего перерыва мы получаем утвержденный уже НКРЗ текст регламента. Что же изменилось?!

Не буду рассматривать все замечания, которые прозвучали по поводу «нового» документа, остановлюсь только на тех, которые были отмечены в моей статье «Новый Регламент: чего больше – позитива или негатива?!». Справедливости ради, следует отметить, что в новой редакции документа от НКРЗ учтены некоторые из моих замечаний. Кроме того, в тексте документа намного конкретнее и подробнее выписаны отдельные статьи в разделе 5. «Квалификация операторов АРС». Также есть определенные уточнения изложения отдельных статей в разделах 6 и 7.  В то же время,  каких то новых позитивов в редакции Регламента от НКРЗ я не заметил, а вот новые негативы там точно есть, это, как минимум, исчезновение диапазона 10 мГц и отдельных участков других диапазонов.

 Хочу произвести сравнительный анализ отмеченных мною ранее негативов. О диапазонах 137 кГц и 50 мГц, речи, как и в предыдущем случае, снова нет. В тексте пункта 1.7 новой редакции Регламента учтены мои замечания в части исчезновения «договорных начал», там осталось только определение УДЦР «размера оплаты за работы (услуги). В пункте 6.3 и в «Терминах» появилось новое понятие экзаменационного сертификата  «Notice», который выдается начинающему радиолюбителю и свидетельствует о том, что он имеет знания, которые отвечают требованиям, предъявляемым  к начинающему радиолюбителю, и это дает ему возможность получить разрешение в любой стране СЕРТ.

В то же время, замечания, касающиеся порядка регистрации и эксплуатации коллективных радиостанций оказались попросту проигнорированными, что снова будет вызывать явные разночтения при получении «дозволив» на их эксплуатацию. Для того, чтобы не отсылать полностью читателей к предыдущей статье (www.radioinform.vinnitsa.com/avtor/reglament.html), еще раз приведу видержки из текста моих замечаний по этому поводу:

„Наибольшим, на мой взгляд, недостатком нового Регламента есть исчезновение с роздела 6 понятия коллективных любительских радиостанций и юридических лиц, как субъектов получения „дозволу” для этих станций. Так подпункт 6.2 роздела 6 „Порядок отримання дозволу на експлуатацію АРС” имеет следующую формулировку.

= Дозвіл можуть отримувати:

1.  громадяни України не обмежені в громадянських правах;

2.  громадяни інших держав, що мають дозвіл на проживання в Україні;

3.  громадяни інших держав, що тимчасово перебувають в Україні, мають сертифікат HAREC та радіоаматорську ліцензію СЕПТ, або національний документ на експлуатацію АРС. =

В то же время и юридические лица и коллективные станции спорадически, как бы случайно, все таки появляются в тексте Регламента.  Например, пункт 1.3 имеет такую формулировку:

=Дія положень регламенту є обов’язковою для усіх фізичних та юридичних осіб, які мають дозвіл на експлуатацію АРС та розташовані на території України=.

Дополнительно не очень логичным есть  подпункт 3.3, который изложен следующим образом:

=Користування АРС може бути індивідуальним......... та колективним, коли користувачами є колективи радіоаматорів, що об’єднуються  при юридичних особах (організації, підприємства, установи, учбові заклади та заклади культури, громадські організації, тощо)=.

В подпункте 6.6 приводится перечень документов, которые должны подавать заявители для получения „Дозволу”. Так вот в этот перечень, снова, наверное случайно, попал подпункт 4 согласно котрому нужно предоставлять копию „свідоцтва про реєстрацію юридичної особи”. Для чего это нужно, ведь юридических лиц нет в перечне лиц, которым предоставляется „дозвіл” на експлуатацію любительской ЛРС.

Поскольку роздел 6 не предусматривает выдачу „дозволів” на ЛРС юридическим лицам, то возникает вполне логический вопрос, кто и как будет брать на себя ответственность за выделение помещений, аппаратуры, ее сохранности, и т.д. Не окажемся ли мы снова у „разбитого корита”, как это случилось при образовании Лиги и ее юридического развода с ДОСААФ (ТСОУ)?! Теперь у коллективов (клубов) радиолюбителей есть самостоятельность, однако нет, как минимум, помещений для своей деятельности.  А эта ситуация может повторится, когда юридические лица (школы, СЮТ, дворцы) будут отделены разделом 6 от юридического обоснования своей ответственности за молодежное радиолюбительское движение.=     

Так вот, исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что поскольку описанный порядок получения „дозволив” остался практически без изменений, то это будет служить серьезным тормозом в развитии молодежного радиолюбительского движения на Украине, которое и держится пока что на плаву, только благодаря титаническим усилиям отдельных энтузиастов.