К 100-летию Лондонской
конвенции по радиотелеграфии
1912 года
В.Марценюк, ut8nv
На первом международном
конгрессе беспроволочной телеграфии в 1903 году, итальянцы рекомендовали использовать сочетание "SSSDDD", чтобы сигнализировать об аварийной ситуации.
Сигнал "D" ранее использовался
на международном уровне как сигнал для срочного сообщения. Происхождение символа
"S" не известно, но
он может происходить из первой буквы
английского слова «корабль»,
с указанием судна, терпящего
бедствие. Отправка
"SSSDDD" должно было означать для всех других радиостанций, требование остановить передачу и оставить открытым
канал для аварийного сообщения.
Хотя вопрос и обсуждался, однако окончательно решение не было принято. Принятие решения о сигнале бедствия было решено
поставить на повестку дня следующей
встречи в 1906 году. В дальнейшем, как промежуточное решение, было принято сочетание
букв "DDD" для обозначения
сигнала, предписывающего всем станциям прекратить
передачу.
В 1904 году компания Marconi заполнила этот пробел, предлагая
использование своего сигнала бедствия в виде сочетания символов "CQD". Первого февраля того же года был издан циркуляр №57 компании Marconi. Сочетание
"CQD" содержало общий вызов "CQ", а затем добавлялся символ "D", означающий
бедствие. Строгое толкование этого сигнала было
бы "всем станциям, бедствие". Сам Маркони в дальнейшем свидетельствовал:
"Он (сигнал CQD) представляет
собой обычный сигнал, который был введен
первоначально моей компанией, чтобы выразить состояние опасности для корабля, который отправляет его".
На второй Берлинской
радиотелеграфной конференции
1906 года, предметом рассмотрения
снова стал сигнал бедствия. В качестве The distress signal chosen was "SOS."этого
сигнала на этот раз был выбран "SOS". Ам(The American distress signal "NC" for
"Call for help without delay" was not adopted, although it remains as
the international flag symbol for distress to this day.) Popular accounts
portray the adoption of "SOS" as being derived from "SOE,"
which the Germans had used as a general inquiry call.ериканский вариант сигнала бедствия «NC» означающий
«обратиться за помощью без промедления» не был принят. Хотя использование
"SOS" был официально ратифицировано в 1908 году, использование "CQD" задержалось еще на несколько лет, особенно в британской радиослужбе, где оно и возникло.
It is well documented in personal accounts of
Harold Bride, second Radio Officer, and in the logs of the SS Carpathia, that
the Titanic first used "CQD" to call for help.
После
трагической гибели «Титаника» (его позывной MGY, походит
от буквы "М" обозначающей
компанию Marconi) в апреле 1912 года, всем стало понятно, что есть необходимость
в принятии международных стандартов радиосвязи. Из материалов о гибели «Титаника» известно, что когда
капитан Смит отдал приказ радисту корабля Джеку Филипсу
передать сигнал бедствия,
то тот в первую очередь послал шесть раз сигнал "CQD" (окончание на стр.12).
После чего перешел на свои позывные "MGY". ЕщеLater, at Brides suggestion, Phillips interspersed his calls with "SOS." позже, по предложению невесты радиста Филипса, его вызовы "CQD" стали чередоваться с сигналом "SOS".
Когда в слушаниях Сената США, следователь сенатор Уильям Смит спросил,
оставшуюся в живых невесту радиста: "Это CQD представляет сигнал бедствия, или просто
код?", то невеста ответила: "Это, сэр, просто код
вызова". В
результате расследования стало известно, что сигнал опасности посланый радистом "Титаника" был получен радистом
судна "Карпаты". Хотя "Карпаты" и пришли на помощь
"Титанику" с наиболее возможной скоростью, однако они прибыли слишком
поздно, чтобы спасти большинство пассажиров и членов экипажа. Позднее стало
известно, что другой корабль из Калифорнии, который находился значительно ближе
чем "Карпаты" не получил сигнал опасности, потому что его
единственный радист не был на дежурстве.
Исходя из такого разночтения кода
вызова и отсутствия постоянного дежурства на частотах несчастья, сложилась
ситуация, которая привела к трагической задержке помощи при гибели
"Титаника". Поэтому наиболее мощные колониальные страны запланировали
ряд встреч посвященных принятию общих стандартов в радиосвязи, прежде всего для
морского применения. Этими стандартами, в частности, регламентировалась
структура и распределение позывных сигналов, предназначенных для идентификации
радиостанций из разных стран. Регламентация в основном касалась начальной части
позывных сигналов, так называемых, префиксов.
Первое совещание по поводу префиксов
было проведено 17-го мая 1912 в Брюсселе
комитетом "Commіssіon du
Droіt aéronautіque"
(авиационной комиссией). В дальнейшем в
Лондоне в период с 4 июня по 5 июля 1912 года прошла международная конференция
по радиотелеграфии. Председательствовал этой на конференции сэр Генри Смит,
бывший генеральный секретарь почтамта Великобритании. В работе конференции
принимало участие 45 стран и 10 частных компаний.
На Лондонской конференции был
признанным абсолютным принцип свободы международных коммуникаций. Кроме того,
конференция предложила ряд мер, связанных с повышением безопасности на море с
помощью радиотелеграфии. Лондонская международная радиотелеграфная конвенция
1912 года установила распределение позывных между странами, заменив,
действующую к тому времени и использованную радистом "Титаника", трехбуквенную
систему позывных. Основные мировые государства получили одну букву префикса,
такие как N/K/W (США), А (Германия), F
(Франция), B (Великобритания). Британские колонии
получили позывные, что начинаются с буквы V. Префиксы разных стран менялась
несколько раз во время самой встречи. Например, Нидерланды получили перед этим
в Брюсселе префикс PB. В Лондоне же им сначала было
присвоен префикс от SA
до SS, однако после ряда переговоров его изменили
снова на PA-PІ.
Лондонская
конвенция была введена в действие с 1
июля 1913 года.